Зуевка и Рябово
Mar. 7th, 2016 12:48 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)


3.

Восточнее Кирова низменная, лесистая и болотистая местность постепенно сменяется холмами и полями. До Урала ещё не одна сотня километров, а далёкие его предгорья, низкие как и сами уральские горы, уже видны на равнине. Я ехал от Кирово-Чепецка на восток на попутных машинах, и за крупным селом Просница дорога поднялась высоко над долиной реки Чепцы, которая оставалась по левую руку.
4.

Виды уже не совсем среднерусские; правый северный берег реки остаётся низменным и болотистым, и за Чепцой видны бескрайние леса, которые тянутся в ту сторону до самой Печоры.
5.

Поразительно, как на наших бескрайних просторах бывают четки границы: за моей спиной - относительно плодородное ополье, северный край полей Волжского бассейна, а совсем рядом - лесной и глухой север.
Да, хотя Вятская земля прежде всего ассоциируется с лесным захолустьем, весь юго-запад и юго-восток региона, почти треть региона - это сельскохозяйственные земли, где леса занимают меньше половины территории.
6.

И сельского населения тут около половины, что довольно редко на севере Нечерноземья; но, хотя эти районы не очень отличаются от северных районов Татарстана, население они теряют не сильно меньше, чем лесной край севернее Чепцы.
Эта периферия на границе Кировской области и Удмуртии - даже более затерянная во времени глушь, чем окрестности Яранска или Кирово-Чепецка.
Главная дорога, идущая вдоль Чепцы и соединяющая Киров с Ижевском, вымощена плитами из армированного бетона, которые лежат тут с 1980-х годов.
7.

Это лучше, чем убитый асфальт, и такое чувство истории.
Асфальта в этих краях нет нигде - если не считать платформы станции Зуевка.
Зуевка, центр всего этого края и самый большой город на юго-востоке Кировской области:
9.

10.

11.

12.

13.

Тут живёт 10 тысяч человек, население с советских времён уменьшилось почти на треть (больше населения среди городов Кировской области потеряли только Мураши и Котельнич):
В отличие от многих вятских городов и посёлков, Зуевка почти не имеет истории: она возникла в 1900-х годах при строительстве магистрали Петербург - Вятка - Урал, которая позже стала Северным ходом Транссиба.
Поэтому тут нет почти ничего, кроме железнодорожной станции: к тому моменту, когда Вятка стала терять население, то есть к 1920-м годам, тут не сформировалось ничего, а в советское время до Зуевки не добрались ни крупные проекты, ни даже, кажется, обычное для районного центра финансирование. Ну а в постсоветское время тут понятно что случилось.
Вот поэтому центр города и выглядит вот так:
14.

Я был в нескольких сотнях российских городов, но даже в очень отдалённых местах редко встретишь город, где настолько ничего нет - ни исторического, ни городского.
Средоточие жизни - улица Карла Маркса между двумя магазинами "Магнит":
15.

Единственное обнаруженное мной в центре города красивое здание (городская библиотека):
16.

Зуевские приметы современности:
17.

В таких местах железнодорожные объекты часто выглядят оазисами. Недавно отремонтированная станция Зуевка с асфальтом и плиткой:
18.

19.

Спальные районы южной Зуевки и зуевские дороги - особо сложный случай вятских дорог:
20.

21.

Где-то в частном секторе в южной части города затеряна церковь Архангела Михаила, неплохо построенная в конце 1990-х - начале 2000-х годов, что довольно удивительно для далёкого и бедного города.
22.

Наверно, примерно так представляют себе всю российскую провинцию стереотипные москвичи.
Люди, которые пишут в комментариях к моим постам про Кирово-Чепецк или Вичугу, что это, дескать безнадёга - оцените, что такое настоящая безнадёга.
Поворот на Зуевку с основной бетонно-грунтовой трассы - единственное место, где я почувствовал присутствие государства (в виде постового):
23.

Перед тем как отправиться из Зуевки дальше на восток, я решил съездить в Рябово. Рябово - это родина художников Васнецовых, оно расположено в 35 километрах южнее Зуевки.
Вот там, я скажу, цивилизация совсем оставила меня. На Русском Севере можно почувствовать что-то похожее, но там всё-таки леса и болота. А тут вроде как поля, часть из которых даже не заброшена, какая-то жизнь - но ощущение, что ты попал на какую-то фотографию Прокудина-Горского столетней давности.
Грунтовые дороги почти без машин, деревянные дома без пластика и сайдинга.
24.

Довольно живая сельская местность - кое-где незаросшие поля, пахнет навозом и сеном.
25.

Довольно иронично, что в центральных нечернозёмных регионах километрах в 200 от Москвы село выглядит обычно печальнее - есть куда уехать, и все уезжают. Или ездят на работу в город, а у себя дома только пьют. А здесь живут беднее, но уехать сложнее - Киров неблизко, и рабочих мест там меньше, чем в Москве, и ещё меньше вариантов работы где-нибудь в райцентре. Остаётся работать на земле - конечно, это уже не так, как лет 30 назад, но движение есть.
Ещё больше я это почувствовал через пару недель в русских долинах Горного Алтая - там ещё беднее, и сельской жизни ещё больше.
Расхождение с Прокудиным-Горским - древние трактора, которых тогда всё же ещё не было.
26.

И древние "буханки", которых тогда тоже ещё не было.
27.

И спутниковые тарелки.
Усадьба Васнецовых - в конце деревни Рябово.
Сочная коричневая грунтовка неожиданно оканчивается асфальтированной парковкой (второй встреченный мною за день асфальт). На парковке стоит иномарка (единственная встреченная мною за день).
На парковке висит большой красивый плакат, рассказывающий нам о реконструкции вятских музеев и о повышении их доступности для всех.
От плаката до музея идёт грунтовка, похожая на Владимирку с какой-нибудь печальной картины о каторжниках, которых перегоняют этапом в Сибирь в XIX веке.
28.

29.

Дом Васнецовых:
30.

31.

32.

Сам музей с пристроенной к нему не так давно деревянной церковью мне не очень понравился.
Знаете, есть прекрасные провинциальные музеи в маленьких городках, где работают интеллигентные женщины, которые очень рады каждому посетителю и им интересно, кто он, откуда и как его сюда занесло.
А есть сельские музеи вдали от главных дорог, где работают простые сельские женщины, которые не очень понимают, на хрена кому-то интересно тащиться в такую даль и что они сами тут делают. Каждый посетитель для них - что-то вроде неродного избалованного ребёнка, которому ещё билет продай и покажи где вход и туалет.
Второй случай - это музей Пушкина в Большом Болдино на юге Нижегородской области, такая же ситуация и в Рябово.
Церковь зато ничего так себе получилась:
33.

Потом я с переменным успехом вернулся на основную дорогу, и направился в Фалёнки - это уже совсем восточный край Кировской области.
На въезде в посёлок Фалёнки исчезают и бетонные плиты, и 60-километровый участок до удмуртской границы выглядит примерно так:
34.

Я почёл за лучшее поменять здесь автостоп на электричку.
Сам посёлок, правда, оказался больше похож на город, чем Зуевка - площадь, архитектурный ансамбль, памятник.
35.

36.

37.

38.

Но средоточие жизни посёлка примерно такое же, как в Зуевке.
39.

Я удачно попал на электричку и уехал в Удмуртию.
40.
